Сайт учителя истории и обществознания МБОУ"Янгличская средняя общеобразовательная школа имени Героя РФ Н.Ф.Гаврилова" Канашского района Чувашской республики

Сергеевой Валентины Георгиевны

Из опыта работы учителя

Из опыта работы учителя истории

Главная задача учителя, на мой взгляд, сегодня состоит в том, чтобы создать необходимые психолого-педагогические условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Исследовательская деятельность- это творческий процесс совместной деятельности субъектов (ученика и учителя) по поиску решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение. Усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, а на формирование научного мышления, на искреннюю заинтересованность к самостоятельному познанию окружающей действительности. Эффективность применения проектной технологии в организации исследовательской деятельности состоит в том, что она даёт возможность одновременной реализации на уроке персональных моделей обучения и интеграции деятельности всего класса в решении общей проблем.

Модель обучения исследовательской деятельности, которую применяю в своей педагогической практике, включает следующие элементы:

1. постановка проблемы;

2. создание мотива к обучению;

3. определение учебной задачи:

анализ имеющихся знаний;

совместное планирование;

выбор технологии;

подготовка раздаточного материала;

4. усвоение знаний;

5. подготовка проектов решения;

6. социализация - предъявление результатов работы коллективу;

7. совместный анализ;

8. рефлексия - эмоциональное осмысление своей деятельности.

В своей педагогической практике использую активные методы обучения. Приоритетное значение для меня имеет применение проблемного подхода в преподавании истории и обществознания. Создание на уроках проблемной ситуации помогает ребятам чётко видеть цель своего исследования, и осознано воспринимать изучаемый материал.

Учёные говорят, что правильно поставленная проблема - это уже половина решения. Поэтому педагог также должен научить детей правильно формулировать вопросы. Для формирования подобных навыков практикую в качестве самостоятельных заданий составление тестов, вопросов к исторической викторине, анализ документов путем составления вопросов по содержанию текста исторического источника и подготовки ответов на них.

Проблемные ситуации на уроках способствуют вовлечению личности ребёнка в мыслительный процесс, создают положительную мотивацию к изучению истории.

Большое внимание в организации исследовательской работы учащихся уделяю анализу исторических документов. Работа с первоисточниками даёт возможность детям получить информацию не в готовом виде, а научиться добывать её самостоятельно. Непосредственной работе с документом предшествует изучение алгоритма исследования. Он включает в себя следующие моменты: определение типа документа, социальной принадлежности его автора, связь с эпохой, отражение в тексте документа типичных явлений исторической действительности, соответствие описания автором происходящих событий объективной реальности, поиск скрытой информации, установление аналогии с современностью. С этой целью мной была составлена памятка для учащихся «Как работать с историческими документами». Следует заметить, что составление таких памяток практикую и при выполнении учащимися других видов работ (написание исторических сочинений, подготовка рефератов, заполнение тестов и т. д.). Изучая статьи «Русской правды» или новгородские грамоты, дети лучше осознают историческую действительность, учатся критически воспринимать изложенные в тексте факты, отличать правду от вымысла. Интерпретация исторических документов приобщает учащихся к научной работе, позволяет почувствовать себя в роли учёных, способствует созданию ситуации успеха. В некоторых случаях побуждает детей обратиться к дополнительной литературе. Например, при изучении статей «Русской правды», чтобы ответить на вопрос, почему штраф за вырванный клок бороды был выше, чем за отрубленный палец, ученики только из дополнительного источника смогли узнать, что в древности волосы символизировали власть человека.

Как одну из форм организации исследовательской работы применяю в своей педагогической практике интегративные уроки. Они позволяют за счёт обеспечения межпредметных связей активизировать знания учащихся, придают им универсальный характер, позволяют глубже изучить и понять историю. Наглядным примером может служить проведение презентации книги В.А.Гиляровского «Москва и москвичи», изучение периода Смутного времени с использованием текста трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», изучения истории пугачёвского бунта на основе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Большое значение в моей педагогической практике имеет использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания. В сфере гуманитарных наук компьютер, конечно, не способен полностью заменить преподавателя, но имеет большое значение для оптимизации учебного процесса и служит универсальным техническим средством обучения. Для этой цели очень хорошо подходит программа Power Point из пакета Microsoft Office. Она позволяет использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, видео – аудио - фрагменты, слайды и т.д.). В своей практической работе использую следующие типы образовательных программ:

1. Классические компьютерные презентации. Например, презентация учащимися своих рефератов и докладов, презентация художественной литературы по истории, исторических газет и отдельных проблем из курса истории обществознания.

2. Программы для повторительно-обобщающих уроков. Такие программы оказывают большую помощь в подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.

3. Компьютерные диафильмы с элементами анимации.

Систематическое использование ПК позволяет повысить производительность урока, преподавание истории и обществознания сделать более наглядным, строить процесс общения с учениками на принципах педагогики сотрудничества.

В этом году в результате совместной деятельности с учащимися были разработаны программы для повторительно-обобщающих уроков из курса обществознания, подготовлены презентации по вопросам отечественной культуры, истории «Средних веков», «Истории древнего мира». В XI классе практикую проведение уроков с использованием компьютерного учебника «История России XX век».

Большое значение для меня имеет применение личностно-ориентированного подхода в преподавании истории и обществознания. Особое внимание в своей педагогической деятельности уделяю работе с одарёнными детьми. Для этой категории учащихся составляю индивидуальные планы работы, в которые включается подготовка к школьным олимпиадам, работа над рефератами, разработка совместных творческих проектов. Есть определённые успехи нашей совместной творческой деятельности

Успехи и достижения своих учащихся оформлены в виде «портфолио».

Положительным итогом своей педагогической деятельности считаю успешную сдачу вступительных экзаменов по истории и обществознанию при поступлении в высшие учебные заведения выпускников нашей школы

Широко использую в своей педагогической практике коллективные формы работы. Обязательно включаю в тематическое планирование проведение уроков-дискуссий, проблемных семинаров, конференций, организацию «круглых столов». Эффективность подобной формы обучения во многом зависит от подготовленности и продуманности сценария, круга вопросов, выносимых для обсуждения. Большое значение имеет подготовительный этап работы, который предусматривает знакомство учащихся с дополнительной литературой, проведение консультаций, распределение ролей участников, возможна организация небольшого социологического опроса в виде анкеты или интервью.

Примером таких мероприятий может служить проведение «круглого стола» на тему: «Государственная символика и политическая культура современного российского общества», диспута на тему: «Народники: герои или преступники?», семинара « Эпоха петровских реформ. Метод «дубинной педагогики» как способ достижения всеобщего блага». Такие коллективные формы работы позволяют выработать у учащихся навыки участия в научной дискуссии, умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

В старших классах применяю лекционно-семинарско-зачётную систему обучения. Подобная система преподавания в сочетании с технологией модульного и блочно-модульного обучения позволяет эффективно подготовить учащихся к обучению в высших учебных заведениях и рационально использовать учебное время.

Провожу систематическую работу по подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ по истории. На уроках прорабатываются различные варианты тестовых заданий, анализируется алгоритм их выполнения.

В организации познавательного процесса на уроках и во внеклассной работе обязательно использую игровые методы обучения: сюжетно-ролевые и деловые игры. Так очень интересной и полезной для старшеклассников оказалось проведение деловой игры «Выборы президента». Класс был поделён на группы: одна помогала своему кандидату составлять предвыборную программу, другая готовила рекламную акцию, остальные активно участвовали в предвыборной дискуссии. Деловые игры имеют не только большое познавательное значение, но и способствуют воспитанию гражданственности, правовой и политической культуры.

В рамках использования здоровьесберегающих технологий на своих уроках использую приёмы психологической и эмоциональной разгрузки, стараюсь создать для детей комфортные условия обучения.

Широко применяю разноуровневый подход. Для этого провожу диагностику познавательных способностей учащихся, составляю индивидуальные задания, анализирую динамику качественных изменений в интеллектуальном развитии школьников. В содержание анкет, которые регулярно провожу в конце и в начале учебного года обязательно включаю такие вопросы: какие затруднения ты испытываешь в процессе обучения истории и обществознания, чему ты научился за прошедший учебный год, чему бы ты хотел научиться в следующем году и т. д.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".