Сайт учителя истории и обществознания МБОУ"Янгличская средняя общеобразовательная школа имени Героя РФ Н.Ф.Гаврилова" Канашского района Чувашской республики

Сергеевой Валентины Георгиевны

Урок в 6 классе

 

Урок истории в 6 классе

"Русские богатыри в устном народном творчестве"

Задачи урока:

1. Обучающие:

  • Обеспечить усвоение представления о понятии “богатырь”
  • Продолжить знакомство с понятиями “богатырская сказка”, “былина”, “пословица”, “поэма”
  • Продолжить формирование умения находить в тексте “ключевые” слова
  • Начать формирование умения анализировать произведения художников
  • Проконтролировать уровень усвоения понятия “богатырь”

2. Воспитывающие:

  • Установить психологический и эмоциональный контакт с детьми
  • Воспитание нравственных качеств, как товарищество, взаимовыручка
  • Воспитывать интерес к истории нашей Родины.

3. Развивающие:

  • Создать на уроке проблемную ситуацию; использовать межпредметные связи (русский язык, история, музыка, физкультура)
  • Организовать на уроке самостоятельную работу с текстом
  • Развивать речь детей

Ход урока

1. Организация детей.

Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы помогали вы мне в беседе, внимательно слушали меня, а все, что услышите, может вам пригодиться. Нужно отправляться нам в путь – дороженьку, но сначала необходимо найти ключевое слово, которое спрятал ворон в этой пословице.

(На доске написана пословица “ Славна богатырями земля русская”).

2. Формирование темы урока.

– Посмотрите на пословицу и определите, о ком говорится в ней? богатырях)

– Именно о богатырях у нас сегодня и пойдет речь.

Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан – моря,
Быстры – светлы реки русские.
А и сильны, могучи,
Богатыри на славной Руси.

3. Открытие новых знаний.

А) Работа со статьями из словаря

– А путь каждого богатыря начинается с камня на перепутье (открывается доска и в центре доски рисунок с камнем и тремя дорогами )
– Сколько дорог, мы, видим? (Три)
– И отправимся, мы с вами по первой дороге в мир “Литературного чтения”. А и путь наш лежит через множество вопросов, на которые нужно отвечать вдумчиво и не бояться.
– Первый вопрос таков, что без ответа на него нельзя продолжать наш путь.
– Кто же такие, богатыри? (Ответы детей)
– Значение слова “богатырь” лучше всего даст словарь. (На первом листе под № 1 статья из словаря)

Дети читают статью:

1. Богатырь – герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.

2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек

– Подберите, слава, характеризующие богатыря по этим вопросам.

Кто?
человек

Какой?
сильный и т. д.

Что делает?
защищает Родину

Под № 2 на листе 1 выполните задание: Зачеркните лишнее слово

Силач, лентяй, воин, защитник, глупец, витязь

– А кто знает значение слова – витязь?
– Значение этого слова прочтите под № 3.

Могучие витязи – это богатыри, наделенные Богом необыкновенным умом, смекалкой.

Б) Чтение детьми наизусть

– Вспомните, ребята имена богатырей русских (дети перечисляют)
– Внимательно прочтите мой перечень имен и согласны вы с ним?

  • Добрыня Никитич
  • Алеша Попович
  • Святогор
  • Садко
  • Черномор (злодей укравший у Руслана жену)

В) Рассказ учителя.

Да, ребятушки, герои былин, их ратные подвиги остаются в памяти надолго после их чтения. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Василий Буслаевич – эти русские богатыри воспеты в сказках, песнях художниками и поэтами.

Былины – это народные песни. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.

(Учитель показывает иллюстрацию – Рис. 1)

Былины получили свое название от слова “быль”, то есть поется в них о том, что происходило на самом деле. Но, как и в любом жанре устного народного творчества, былина пересказывалась каждым певцом по-своему: одно место рассказывалась подробнее, дополнялось новыми деталями, другое сокращалось.

На Севере Руси былины называли старинами. Былины, старины – это слова, обозначающие то, что когда-то, в далекую старину происходило и осталось в памяти народа.

Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на нашу землю нападали многочисленные враги: монголо-татары, половцы, печенеги.

В былинах можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и о жизни людей в те времена: где они жили, как одевались, с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились.

Слушая сейчас былину, попытайтесь представить себя в древнем Киеве или Новгороде, попробуйте вообразить себе жизнь этих древних городов, поединки, пиры. Понаблюдайте над языком былин: старинными словами, они называются архаизмами, уважительными диалогами при встрече богатырей, словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами, устойчивыми выражениями в былинах.

Г) Прослушивание аудиозаписи отрывка из былины.
Аудиозапись можно взять у автора статьи.

– О каком богатыре русском вы узнали из былины

4. Работа с текстом.

Конечно, о богатырях – героях былин сочиняли и сказки. Они так и называются богатырские сказки.

Давайте почитаем сказку о некоторых богатырях. Возьмите лист № 2. Во время чтения, выделяйте непонятные слова. (чтение отрывка из сказка)

– Какие слова при чтении были непонятны? (Разбор непонятных слов).
– Работа с текстом.

  • Алеша Попович говорил, что он служил не ради награды. А ради чего?
  • Кому же служили богатыри: князю или народу русскому?

– Чем же отличается богатырская сказка от былины? (Сказка написана в прозе, а былина в стихах. В сказке есть сказочные приметы, происходят волшебные события. В былинах много архаизмов, есть слова с двойными гласными.)
– А сейчас посмотрим, как вы знаете богатырей русских сказок.

Назовите сказку, богатыря и с кем он сражался.

5. Физкультминутка.

– Быстро сказка сказывается, но не быстро дело делается. Как смотрю я на вас и вижу, что поработали хорошо, и отдохнуть не мешало (под музыку дети выполняют упражнения)

Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!

6. Работа по картине В. Васнецова “Богатыри”.

– Отдохнули мы на славу. Пора отправляться по другой дорожке, по дороге “живописи”.
– Посмотрите на эту картину. Кто знает, как она называется, кто ее написал
– Более точно подготовила сообщение (имя ребенка)
– Без устали разъезжали богатыри на могучих конях, в снаряжении богатырском, да вооруженные, чтобы защищать землю русскую.
– А, кто знает, как называются доспехи и оружие богатырские? (Шлем, кольчуга),(меч , копье, булава, лук со стрелами в колчане)

Есть поговорка хорошая: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.

– Вот мы и посмотрим, как все это выглядело.

– Давайте проверим, как вы запомнили внешний вид богатырский, и поиграем в игру “Одень богатыря” (одевают мальчика).

7. Итог урока

– Богатыри все были разные, но качества человеческие у них похожи.

Вспомните все, что мы говорили о богатырях на уроке. Это вам пригодится, чтобы выполнить задание. Нужно дополнить предложения задание № 4 на 1 листе(Самостоятельная работа и проверка)

Давайте вспомним, с какими видами произведений мы сегодня встречались?

– О ком мы говорили?
– Как вы думаете – “Есть ли богатыри в наше время”?
– Кто они?
– Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли – тоже богатырь.
– А вы можете стать богатырями?
– Посмотрите на наш путевой камень. Все дороги исхожены? (Нет)
– А последняя дорога это ваш путь и как вы его пройдете вам выбирать!

8. Домашнее задание.

Прочитать о том богатыре, кто вам больше всего понравился, и нарисовать его доспехи и оружие.

Лист № 1

№ 1

1. Богатырь – герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.

2. Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.

№ 2

(Зачеркнуть лишнее слово)

Силач, лентяй, воин, защитник, глупец, витязь.

№ 3

Могучие витязи – это богатыри, наделенные Богом необыкновенным умом, смекалкой.

№ 4

1. Богатырь обладает невиданной ………. , умением владеть ………, ……... ……….., …………. .

2. Богатырь ……….., ……….., ……….. человек, преданный ……………, служащий …..............

Лист № 2

1. Прослышал Илья Муромец о том, как Алеша Попович побил рать несмертную у Киева, и говорит:

– Видно сокола по полету, а молодца по делам. Не переведутся богатыри на Руси век от веку!

Подымались богатыри на ноги, выпивали чары с медом единым духом да меж собой побратались: старшим братом назвали Илью Муромца, средним – Добрыню Никитича, а младшим братом назвали Алешу Поповича. Они три раза обнимались да три раза целовались.

Тут князь Владимир стал Алешеньку чествовать, пожаловал город, одежу драгоценную.

Поднялся Алеша Попович и говорит:

– Воевал я не ради награды. Позволь мне, князь, с братьями Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем поехать на заставу богатырскую. Будем там стоять, землю русскую от недругов защищать!..у

Презентация к уроку

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".