| ||||||
|
| |||||
Урок в 6 классеУрок истории в 6 классе "Русские богатыри в устном народном творчестве" Задачи урока:
1. Обучающие:
2. Воспитывающие:
3. Развивающие:
Ход урока 1. Организация детей. Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы помогали вы мне в беседе, внимательно слушали меня, а все, что услышите, может вам пригодиться. Нужно отправляться нам в путь – дороженьку, но сначала необходимо найти ключевое слово, которое спрятал ворон в этой пословице. (На доске написана пословица “ Славна богатырями земля русская”). 2. Формирование темы урока. – Посмотрите на пословицу и определите, о ком говорится в ней? (О богатырях) – Именно о богатырях у нас сегодня и пойдет речь. Высока ли высота поднебесная, 3. Открытие новых знаний. А) Работа со статьями из словаря – А путь каждого богатыря начинается с камня на перепутье (открывается доска и в центре доски рисунок с камнем и тремя дорогами ) Дети читают статью: 1. Богатырь – герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины. 2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек – Подберите, слава, характеризующие богатыря по этим вопросам.
Под № 2 на листе 1 выполните задание: Зачеркните лишнее слово Силач, лентяй, воин, защитник, глупец, витязь – А кто знает значение слова – витязь? Могучие витязи – это богатыри, наделенные Богом необыкновенным умом, смекалкой. Б) Чтение детьми наизусть – Вспомните, ребята имена богатырей русских (дети перечисляют)
В) Рассказ учителя. Да, ребятушки, герои былин, их ратные подвиги остаются в памяти надолго после их чтения. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Василий Буслаевич – эти русские богатыри воспеты в сказках, песнях художниками и поэтами. Былины – это народные песни. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях. (Учитель показывает иллюстрацию – Рис. 1) Былины получили свое название от слова “быль”, то есть поется в них о том, что происходило на самом деле. Но, как и в любом жанре устного народного творчества, былина пересказывалась каждым певцом по-своему: одно место рассказывалась подробнее, дополнялось новыми деталями, другое сокращалось. На Севере Руси былины называли старинами. Былины, старины – это слова, обозначающие то, что когда-то, в далекую старину происходило и осталось в памяти народа. Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на нашу землю нападали многочисленные враги: монголо-татары, половцы, печенеги. В былинах можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и о жизни людей в те времена: где они жили, как одевались, с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились. Слушая сейчас былину, попытайтесь представить себя в древнем Киеве или Новгороде, попробуйте вообразить себе жизнь этих древних городов, поединки, пиры. Понаблюдайте над языком былин: старинными словами, они называются архаизмами, уважительными диалогами при встрече богатырей, словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами, устойчивыми выражениями в былинах. Г) Прослушивание аудиозаписи отрывка из былины. – О каком богатыре русском вы узнали из былины 4. Работа с текстом. Конечно, о богатырях – героях былин сочиняли и сказки. Они так и называются богатырские сказки. Давайте почитаем сказку о некоторых богатырях. Возьмите лист № 2. Во время чтения, выделяйте непонятные слова. (чтение отрывка из сказка) – Какие слова при чтении были непонятны? (Разбор непонятных слов).
– Чем же отличается богатырская сказка от былины? (Сказка написана в прозе, а былина в стихах. В сказке есть сказочные приметы, происходят волшебные события. В былинах много архаизмов, есть слова с двойными гласными.) Назовите сказку, богатыря и с кем он сражался. 5. Физкультминутка. – Быстро сказка сказывается, но не быстро дело делается. Как смотрю я на вас и вижу, что поработали хорошо, и отдохнуть не мешало (под музыку дети выполняют упражнения) Дружно встали – раз, два, три – 6. Работа по картине В. Васнецова “Богатыри”. – Отдохнули мы на славу. Пора отправляться по другой дорожке, по дороге “живописи”. Есть поговорка хорошая: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. – Вот мы и посмотрим, как все это выглядело. – Давайте проверим, как вы запомнили внешний вид богатырский, и поиграем в игру “Одень богатыря” (одевают мальчика). 7. Итог урока – Богатыри все были разные, но качества человеческие у них похожи. Вспомните все, что мы говорили о богатырях на уроке. Это вам пригодится, чтобы выполнить задание. Нужно дополнить предложения задание № 4 на 1 листе(Самостоятельная работа и проверка) Давайте вспомним, с какими видами произведений мы сегодня встречались? – О ком мы говорили? 8. Домашнее задание. Прочитать о том богатыре, кто вам больше всего понравился, и нарисовать его доспехи и оружие.
Лист № 1 № 1 1. Богатырь – герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины. 2. Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек. № 2 (Зачеркнуть лишнее слово) Силач, лентяй, воин, защитник, глупец, витязь. № 3 Могучие витязи – это богатыри, наделенные Богом необыкновенным умом, смекалкой. № 4 1. Богатырь обладает невиданной ………. , умением владеть ………, ……... ……….., …………. . 2. Богатырь ……….., ……….., ……….. человек, преданный ……………, служащий …..............
Лист № 2 1. Прослышал Илья Муромец о том, как Алеша Попович побил рать несмертную у Киева, и говорит: – Видно сокола по полету, а молодца по делам. Не переведутся богатыри на Руси век от веку! Подымались богатыри на ноги, выпивали чары с медом единым духом да меж собой побратались: старшим братом назвали Илью Муромца, средним – Добрыню Никитича, а младшим братом назвали Алешу Поповича. Они три раза обнимались да три раза целовались. Тут князь Владимир стал Алешеньку чествовать, пожаловал город, одежу драгоценную. Поднялся Алеша Попович и говорит: – Воевал я не ради награды. Позволь мне, князь, с братьями Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем поехать на заставу богатырскую. Будем там стоять, землю русскую от недругов защищать!..у
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |