| ||||||
|
| |||||
Урок в 8 классе«Да будут незабвенны ваши имена». урок в 8 классе Цели и задачи урока: Обучающая - раскрыть основные представления о духовном подвиге жен декабристов во имя любви; Развивающая – развитие логических мыслительных операций; Воспитывающая – воспитание высоких гражданских чувств, чувства признательности и уважения к героическому прошлому нашего народа, уважение к женщине, жене и матери,- носительнице высоких моральных качеств. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран; на доске иллюстрация «Сенатская площадь»; на доске эпиграф: «Пленительные образы! Едва ли В истории какой-нибудь страны Во что–нибудь прекраснее встречали Их имена забыться не должны» (Н.А.Некрасов) Ход урока: 1.Организационный момент; 2.Вступительное слово учителя – Здравствуйте ребята, сегодня у нас не обычный урок, этот урок памяти о людях совершивших подвиг ради любви бескорыстной, память о подвиге, которых хранят благородные потомки почти два тысячелетия. Речь наша пойдет о женах декабристов. Учитель использует некрасовские строки: Но я всю жизнь за женщину страдаю К свободе ей заказаны пути. Позорный плен, весь ужас женской доли Ей для борьбы оставил мало сил. Слайд №1 Тема сегодняшнего урока: «Да будут незабвенны ваши имена». В 1825 году декабристы проиграли свой бой, но они показали великий нравственный пример высоких стремлений и самоотвержения. Они не могли, не умели жить сытно и спокойно, пользуясь своими чинами и привилегиями. 14 декабря 1825 года, после подавления восстания, декабристы начали свой тяжкий тридцатилетний путь от Сенатской площади в Петербурге на каторгу и ссылку, свое тридцатилетнее «гражданство всех возможных тюрем и изгнаний». Во глубине сибирских руд Но не меньший подвиг совершили жены декабристов. Они много сделали для своих мужей и других декабристов в ссылке и на каторге. Их было одиннадцать этих героических женщин. Это – княгиня Екатерина Трубецкая, Мария Волконская, Александрина Муравьева, Елизавета Нарышкина, Наталья Фонвизина, Давыдова, Юшкевская .Среди них были две юные француженки, которые поехали в Сибирь, чтобы разделить участь тех, кого они любили. «Пленительные образы! Едва ли В истории какой-нибудь страны Вы что–нибудь прекраснее встречали Их имена забыться не должны» Первыми за своими мужьями отправились Трубецкая, Волконская, Муравьева. Сегодня на уроке мы услышим их историю любви. Слайд №2. Екатерина Трубецкая. Ученик: Мой отец знатный француз Лаваль, моя матушка владела большими медеплавильными заводами, золотыми приисками и несколькими имениями. С Сергеем Трубецким я познакомилась в Париже. Князь происходил из родовитой семьи. Во время войны 1812 года он прославил свое имя в боях при Бородино. Мы обвенчались в Париже в маленькой церкви при русском посольстве и вскоре вернулись в Петербург. Мой муж добрый и спокойный по характеру, имеет просвещенный ум, его все любят и уважают. Я его очень люблю и счастлива с ним. Но вскоре беда достигла нашу семью. Сергея арестовали и сослали в Нерчинск. Я, не задумываясь, написала прошение императору. Учитель: Николай I, учинивший расправу над декабристами, понимал, что не слыханный по дерзости поступок жены бунтовщика может вызвать сочувствие в обществе, смутить умы. Поэтому он не поскупился на угрозы – только бы удержать женщину от воссоединения с мужем, посягнувшего на священную царскую власть. Она другим дорогу проложила, Она других на подвиг увлекла! Ученик: Мужа своего я застала в Нерчинском заводе. Подчинены они были Бурнашеву, начальнику Нерчинского завода. Бурнашев был человек грубый и даже жестокий, он всячески притеснял заключенных, доводил строгость до не справедливости. Нам женам положительно не давал возможности видеться с мужьями. Я стояла в невдалеке от своего мужа и смотрела на него как он работает, по моим щекам текли слезы от безысходности. Муж мой срывал цветы на пути своем, делал букет и оставлял его на земле, а я подходила и поднимала букет только тогда, когда солдаты не могли этого видеть. Слайд №3 Мария Волконская Учитель : Вслед за Трубецкой выехала в Сибирь на 20 –летнее поселение и каторгу Мария Волконская, выросшая в богатстве и роскоши, блиставшая на балах. Ученик: Жена, следуя за своим мужем, сделается естественно причастной его судьбе и потеряет прежние звание, то есть будет уже признаваема не иначе, как женою ссыльного- каторжного, и с тем месте принимает на себя переносить все, что такое состояние может иметь тягостного. Ибо даже и начальство не в состоянии будет защитить её от ежечасных могущих быть оскорбленной от людей самого не развитого, презрительного класса, которые найдут в том, как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущею равную с ним участь, себе подобно: оскорбление сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеем не страшны наказания. Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне. Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собою взять, не дозволено. Подписав эти указания, я отправилась в Сибирь. Нашла я своего мужа в Благодатском руднике и поселилась рядом с ним. Нет такой жертвы чтобы6 разделить участь моего мужа: и потери титула и богатства - для меня, конечно, вовсе не потеря: на что была бы мне жизнь, вдали от него. Мой долг был поделить мою жизнь между мужем и сыном. Но надо обладать большею силою духа, нежели какой я обладаю, чтобы покинуть своего мужа, увидав то положение, в которое он ввергнут. Теперь на мне нет вины перед моим бедным ребенком; если я не с ним, то не по моей воле. Учитель: на самом деле самым ужасным для женщин был запрет взять с собой детей. До отъезда в Сибирь детей не было лишь у Трубецкой и Нарышкиной. Остальные должны были расстаться со своими детьми, возможно навсегда Слайд№4 Муравьева Александра Григорьевна Учитель: «В делах любви и дружбы она не знала невозможного». Мужа арестовали в имении ее родителей, на глазах у беременной жены, маленьких детей и больных тестя и тещи. Ученик: «Мой добрый друг, мой ангел, когда я писала тебе в первый раз, твоя мать не передала еще мне твое письмо, оно было для меня ударом грома! Учитель: Идите, Идите! Вы сильны душой. Вы смелым терпением богаты, Пусть мирно свершится ваш путь роковой Пусть вас не смущают утраты! Слайд № 5 Нарышкина Елизавета Петровна Учитель : Свою непростую жизнь в Прочном Окопе сама Елизавета Петровна описала в письме к декабристу Бригену в марте 1841 года: Ученик: "Подумайте только - холод не желает нас покинуть. Как мне надоело жить постоянно среди всех этих шквалов, застигающих меня на пути, как в прямом, так и в переносном смысле. В Кургане ветер дует три четверти года, но в Прочном Окопе ветер устроился прочно и весьма надежно и не скрывает своего плохого настроения, дома здесь построены из толстых досок, плохо смазанных глиной, таким образом, мы плохо защищены от ветра зимой и не лучше от летней жары. Я горю нетерпением, желая выбраться отсюда, новые земли гораздо интереснее в описаниях романистов, нежели в действительности. Если Бог даст, у нас будет когда-нибудь свой собственный угол и мы с Мишелем будем живы и здоровы, для меня будет счастьем устроить в нем все так, чтоб было удобно и удовлетворяло требованиям старости. Наша собственная старость наступила преждевременно, но мы свое возьмем. Мы очень сдали в этом году, особенно я схожу со своего кресла неохотно. Желание отдыха, потребность в отдыхе является предметом наших мечтаний и наших бесед". Слайд№ 6 Анненкова Перасковья Егоровна Учитель: Когда же ей исполнилось семнадцать лет, она поступила продавщицей в модный дом в Париже. В 1823 году Полина приняла предложение торгового дома "Дюманси" и поехала работать в Россию. Необходимо сказать, что в Россию она ехала с особым чувством, ей невольно вспомнилось 14 декабря 1814 года, когда она, прогуливаясь с подругами, впервые увидела русских офицеров. Она долго смотрела на них и с улыбкой сказала: - Выйду замуж только за русского. В ночь с 9 на 10 декабря Анненков был отправлен в читинский острог. Полине солдат передаёт записку от него: "Соединиться или умереть". Уже на следующий день Полина предпринимает всё для того, чтобы ей разрешили отправиться в Сибирь. Она пишет прошение на имя императора. Ученик: "Подумайте только - холод не желает нас покинуть. Как мне надоело жить постоянно среди всех этих шквалов, застигающих меня на пути, как в прямом, так и в переносном смысле. В Кургане ветер дует три четверти года, но в Прочном Окопе ветер устроился прочно и весьма надежно и не скрывает своего плохого настроения, дома здесь построены из толстых досок, плохо смазанных глиной, таким образом, мы плохо защищены от ветра зимой и не лучше от летней жары. Я горю нетерпением, желая выбраться отсюда, новые земли гораздо интереснее в описаниях романистов, нежели в действительности. Если Бог даст, у нас будет когда-нибудь свой собственный угол и мы с Мишелем будем живы и здоровы, для меня будет счастьем устроить в нем все так, чтоб было удобно и удовлетворяло требованиям старости. Наша собственная старость наступила преждевременно, но мы свое возьмем. Мы очень сдали в этом году, особенно я схожу со своего кресла неохотно. Желание отдыха, потребность в отдыхе является предметом наших мечтаний и наших бесед". Учитель: «Женский подвиг ради любви Как правая и левая рука — Твоя душа моей душе близка. М. ЦветаеваПочему-то, когда речь в России заходит о женском подвиге ради любви, сразу же вспоминают жен декабристов, последовавших за своими мужьями на каторгу в Сибирь. Дамы, принадлежащие к благородному сословию, получившие нередко аристократическое воспитание, вечно окружённые многочисленной прислугой, бросили уютные усадьбы ради того, чтобы жить рядом с близкими им людьми, невзирая на любые лишения, как простолюдинки. На протяжении полутора столетий Россия хранит светлую память о них. Женщинами-декабристками двигала не только любовь к мужьям, братьям, сыновьям, но и высокое сознание общественного долга, представление о чести. Я считаю, во всех русских женщинах, способных на самоотверженную любовь, течет кровь Аннековой и Волконской, и жизнь знает множество безвестных героинь, повторивших еще не раз подвиг своих знаменитых предшественниц. Вот такой по характеру женщине адресованы тютчевские строки: Любила ты, и так, как ты, любить — Нет, никому еще не удавалось! Тяга к такой любви не истощится никогда, так же как не истощится в России тяга к красоте и гармонии. Нам многое дано, ведь недаром именно женщина вдохновила поэтов, художников, музыкантов на создание великолепных шедевров. Она –муза, она-женщина, символ Родины, символ терпения. Будьте и вы достойны тех прекрасных муз, которые вдохновляют.(песня «Вечная любовь») Заключительный этап урока: для закрепления урока ученики выполняют тестовые задания ( Сайд№ вопросы и ответы) Подведение итогов урока: Учитель Ребята вы сегодня познакомились с женами декабристов Какие чувства они в взывают - Что можно взять в пример - Смогли ли вы поступить также Учитель: на этом наш урок закончен, спасибо всем за внимание! | ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |