Сайт учителя истории и обществознания, классного руководителя МОУ "Янгличская СОШ им. Героя РФ Н.Ф.Гаврилова"

Канашского района ЧР

Программа индивидуального развития ребенка

МОУ «Янгличская средняя общеобразовательная школа им. Героя РФ Н.Ф.Гаврилова» Канашского района  Чувашской Республики

 

 

Программа

индивидуального развития

«Путь к успеху»

на 2008-2010 годы

Оригинальная авторская разработка

 

 

 

 

                                                              Разработчик:

                                                              Сергеева Валентина Георгиевна, учитель истории и 

                                                              права МОУ « Янгличская СОШ им. Героя РФ

                                                              Н.Ф.Гаврилова» Канашского района ЧР

                                                              Адрес школы: С. Янгличи, ул. Молодежная, д.3

                                                              Телефон: (83533) 61-7-19

                                                              Петрова Зоя Васильевна, педагог психолог

                                                              МОУ « Янгличская СОШ им. Героя РФ

                                                              Н.Ф.Гаврилова» Канашского района ЧР

 

  

 

                                                                     2008 год

Цель программы:

Социальная адаптация трудновоспитуемого учащегося. Разрушение негативных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования социально приемлемых с целью достижения самореализации личности в обществе.

Задачи:

1.      Установление причин возникающих трудностей и конфликтных ситуаций.

 

2.      Обеспечить условия для формирования умения анализировать и оценивать сложные  проблемы человеческих взаимоотношений.

3.      Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,

4.      Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения

5.      Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе

6.      Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

 

     Подростковый возраст - период завершения формирования характера. Нарушение этого формирования характера, происходящее подчас в данном возрасте, сопровождается различными негативными характерологическими реакциями, которые нередко выходят далеко за рамки нормы  и могут приводить  к различным формам асоциального поведения.

      В моей педагогической деятельности пришлось столкнуться с подростком, впервые совершившим проступок. Её предшествующее поведение характеризуется грубостью по отношению к своим сверстникам, проявлением лживости. Чаще свои проступки она совершает под влиянием внезапно возникшей конфликтной или иной неблагоприятной жизненной ситуациями. По моему мнению, это связано с тем, что за подростком ведется жесткий контроль со стороны отца, где отношения построены на лживости и взаимной грубости.

     Следует также отметить, что подростку свойственна эмоциональная неустойчивость, склонность к фиксации отрицательных переживаний, что   приводит к тяжелым конфликтным ситуациям и противоправным действиям.

      Девочка стояла на внутришкольном учете и в ПДН за совершение кражи из почтового отделения с. Янгличи Канашского района ЧР.

    Работа велась с учетом характерологических особенностей подростка, с учетом ведущего «радикала» характера. В беседах часто обращалось внимание  на социально положительные черты подростка. Указывая на личностные особенности, ставилась ориентировка на избежание конфликтных ситуаций, напоминая, что такие ситуации являются наиболее опасными для девочки.

    После консультации со школьным психологом был опробован следующий индивидуальный подход в русле психокоррекции:

1)      Первичный приём осуществлялся в присутствии ребенка. Это обязательное условие. Оно даёт возможность  всем сторонам признать существование проблемы и выразить своё отношение к ней. А так же замотивировать все стороны на разрешение проблемы.

2)      При согласии ребёнка работа строится параллельно: с родителями и с подростком. Вся работа  строится  на доверительных отношениях с подростком. В основном проводится диагностика семейных отношений и самооценки подростка.

3)      Производится дополнительный сбор информации о причинах приводящих к проблемной ситуации.

4)      В период осуществления данной программы  подростку предоставляется возможность увидеть себя и свои поступки в полном объеме, но на основе безоценочного  принятия и безопасной обстановки. Подросток строит свой образ  « Я - хороший», опираясь на позитивную сторону своей  личности.

5)      Очень важно, чтобы родители способствовали закреплению  первых «успехов» дочери. Родители параллельно получают  необходимую информацию по данной  проблематике.

6)      Следующим этапом программы является акцент на ценности ребёнка, его  интересы и цели.  Проводится ролевая игра. Предлагается прочувствовать человека, у которого украли. Предлагается принять на себя ответственность за свои поступки и принять решение.

 

 

В связи с этим мы наметили семь  этапов  реализации программы

 

 

I этап «Разрешите высказаться»

 

 

II этап «Я и моя семья»

 

IV этап

«Я и мое окружение»

 

 

III этап

«Мое хорошее Я»

 

 

 

Программа

«Путь к успеху»

 

V этап

«Сто дорог, одна – твоя»

 

 

VI этап

«Я заявляю о себе»

 

VII этап

«Звездная карта жизни»

 

 

 

 Диаграмма1. Этапы реализации программы

* «Разрешите высказаться» : индивидуальная работа   с родителями и подростком, проводится диагностика проблем подростка, выбирается направление коррекционной работы.

 * « Я и моя семья» : консультативный приём родителей, который предполагает передачу знаний о ребёнке (родителям предлагается сделать описание эмоциональной жизни ребёнка от рождения и до сего дня в письменной форме, включая факторы, влияющие на его эмоциональное развитие. Это, во – первых, даёт возможность самому родителю увидеть причину воспитательных неудач. Во - вторых, даёт возможность отреагировать «зажатые» чувства. В-третьих, позволяет встать на место ребёнка и перестать постоянно винить только его  и принять ответственность за положение  дел и на себя тоже), совместный поиск путей влияния на него, ознакомление родителей с результатами тестирования и коррекции.

* «Мое хорошее Я»: ребенок учится осознавать свои ошибки, понимает необходимость изменения поведения

* «Я и мое окружение»:   на этом этапе предполагается  формирование гармоничной

Я- концепции подростка, развитие навыка самоанализа, принятие себя.  Учащиеся приобретают навык самопрезентации, здесь происходит осознание собственной индивидуальности. А также формируется уважение и принятие индивидуальности других.

   * «Сто дорог, одна- твоя»: данный этап позволяет решить проблемы самоопроделения, раскрыть возможности для достижения успеха на пути будущей карьеры.

*« Я заявляю о себе»: этот этап призван формировать  у учащегося навыки сопротивления стрессовым ситуациям. Здесь также происходит развитие навыков уверенного поведения.

*«Звездная карта жизни»: данный этап предпологает получение ведущими и учеником обратной связи от реализации данной программы

 

 

Мобилизация ресурсов

 

Административные ресурсы: директор, заместитель директор по ВР, социальный педагог, педагог- психолог.

Правовые ресурсы: Федеральные законы, Устав школы, Конвенция о правах ребёнка.

Материальные ресурсы: помещение для бесед и занятий, ТСО, методические пособия.

Финансовые ресурсы: обеспечение необходимыми материалами силами родительского комитета, школы.

Интеллектуальные ресурсы: специалисты центра ППМС, классный руководитель, педагог-психолог, родители, педколлектив.

Нравственно-волевые ресурсы: нравственные установки, активная жизнь, осознанный выбор. Ресурсы кооперируются на основе сотрудничества, взаимопомощи, взаимоконсультирования с целью успешной социализации учащегося.

   Реализация данных задач происходит поэтапно. Учитывая особенности организации учебно-воспитательного процесса в школе, выполнение программы расчитано на три года.    Каждый этап программы включает комплекс мероприятий (Приложение № 1 к программе).

     Для отслеживания результатов программы и дальнейшей её корректировки удобно использовать следующие методы и приёмы. Описание методик проведения исследований в Приложении  № 2.  

    Учение (интеллект):

 Мориторинг успеваемости ( средний балл за четверть)

Школьный тест умственного развития (ШТУР)

Тестирование мотивы учебной деятельности ( Модификация А.А.Реана, В.А. Якунина)

Тест изучения отношения к учебным предметам ( По Г. Н. Казанцевой)

Методика «Мотивы выбора прфессии»

Общение:

Тест незаконченных предложений  ( Модификация В,Михала )

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

Анкета для выявления агрессивности у учащегося.

 Нравственность, досуг, гражданин:

Анкета для определения уровня воспитанности.

Семья:

 Методика «Рисунок моей семьи»

 Методика "Человек под дождем".

 Тест незаконченных предложений  ( Модификация В,Михала )

 

 

Любая программа предполагает риск . Для уменьшения риска после каждого этапа будет проводится диагностика и сравнение с прогнозируемыми результатами. В таком случае мероприятия будут корректироваться.

 

  При успешной реализации данной программы предполагается увидеть подростка, который несет в себе:

 Нравственный потенциал

·        Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «творчество», «любовь». Чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою родину.

·        Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Активность в общешкольных и классных делах.

Образовательный потенциал

·        Желание и готовность продолжить обучение после школы или включиться в трудовую деятельность, потребность в углубленном изучении избранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний.

Коммуникативный потенциал

·        Владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в кризисных жизненных ситуациях.

Культурный потенциал

·        Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в посещении театров, выставок. Концертов, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении. В отношениях с окружающими.

Физический потенциал

·        Стремление к физическому совершенствованию; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников.

Хотя модель личности имеет весьма обобщенный характер, но он достаточно детализирован для того, чтобы

сформулировать конкретную цель воспитания.

                                                                                             

                                                          

  

                                                                    Приложение №2.1.

                                                                              Диагностический материал к

                                                                               программе «Путь к успеху»

                                 Изучение мотивов учебной деятельности

Инструкция. Прочтите внимательно приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять наиболее значимых для вас. Отметьте значимые мотивы знаком «Х» в соответствующей строке.

 

Список мотивов.

  1. Стать высококвалифицированным специалистом.
  2. Получить аттестат.
  3. Успешно продолжить обучение в будущем.
  4. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».
  5. Постоянно получать стипендию. (или же материальное поощрение).
  6. Приобрести глубокие и прочные знания.
  7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
  8. Не запускать предметы учебного цикла.
  9. Не отставать от сокурсников.
  10. Обеспечивать успешность будущей профессиональной деятельности.
  11. Выполнить педагогические требования.
  12. Достичь уважения преподавателей.
  13. Быть примером остальным школьникам.
  14. Добиться одобрения родителей и окружающих.
  15. избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
  16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

 

Обработка результатов. Определяется частота называния мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.). Результаты заносятся в форму 1.

 

Форма 1.

Название обследуемой выборки_________________________________________

Объем выборочной совокупности №_____________________________________

 

Номер мотива по списку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Количество называний мотива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частота называний мотива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ранг мотива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Приложение №2.2.

                                                                              Диагностический материал к

                                                                               программе «Путь к успеху»

 

Изучение отношения к учебным предметам (по Г.Н.Казанцевой)

 

Раздел I

Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые:

А. Любимые________________________________________________________________

Б. Нелюбимые______________________________________________________________

Раздел II

Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету. Допиши недостающие.

Люблю предмет потому, что:

  1. Данный предмет интересен.
  2. Нравится, как преподает учитель.
  3. Предмет нужно знать всем.
  4. Предмет нужен для будущей работы.
  5. Предмет легко усваивается.
  6. Предмет заставляет думать.
  7. Предмет считается выгодным.
  8. Требует наблюдательности, сообразительности.
  9. Предмет требует терпения.
  10. Предмет занимательный.
  11. Товарищи интересуются этим предметом.
  12. Интересны отдельные факты.
  13. Родители считают этот предмет важным.
  14. Хорошие отношения с учителем.
  15. Учитель часто хвалит.
  16. Учитель интересно объясняет.
  17. Получаю удовольствие при изучении.
  18. Знания по предмету необходимы при поступлении в институт (техникум, училище).
  19. Предмет помогает развивать общую культуру.
  20. Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире.
  21. Просто интересно.

Не люблю предмет потому, что:

1. Данный предмет не интересен.

  1. Не нравится, как преподает учитель.
  2. Предмет не нужно знать всем.
  3. Предмет не нужен для будущей работы.
  4. Предмет трудно усваивается.
  5. Предмет не заставляет думать.
  6. Предмет не считается выгодным.
  7. Не требует наблюдательности, сообразительности.
  8. Предмет не требует терпения.
  9. Предмет не занимательный.
  10. Товарищи не интересуются этим предметом.
  11. Интересны только отдельные факты.
  12. Родители не  считают этот предмет важным.
  13. Плохие отношения с учителем.
  14. Учитель редко хвалит.
  15. Учитель неинтересно объясняет.
  16. Не получаю удовольствие при его изучении.
  17. Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт (техникум, училище).
  18. Предмет не способствует развитию общей культуры.
  19. Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире.
  20. Просто неинтересно.

 

Раздел III.

Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий.

  1. Это мой долг.
  2. Хочу стать грамотным.
  3. Хочу быть полезным гражданином.
  4. Не хочу подводить свой класс.
  5. Хочу быть умным и эрудированным.
  6. Хочу добиться полных и глубоких знаний.
  7. Хочу научиться самостоятельно работать.
  8. Все учатся, и я тоже.
  9. Родители заставляют.
  10. Нравится получать хорошие оценки.
  11. Чтоб похвалил учитель.
  12. Чтобы товарищи со мной дружили.
  13. Для расширения умственного кругозора.
  14. Классный руководитель заставляет.
  15. Хочу научиться.

 

Обработка результатов. Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй – причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.

                                                                                                                                                                                                  

 

 

 

 

                                                              

 

                                                       Приложение №2.3

                                                                        Диагностический материал к                                                                                                       

                                                                        программе «Путь к успеху»

 

    Диагностика сферы межличностных отношений и общения.

Тест незаконченных предложений (модификация В.Михала)

Предложенная В.Михалом последовательность  из 24 предложений является модификацией теста Сакса SSСТ для детей. тест относится к методикам дополнения и отчасти    - к  ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребёнка к родителям, братьям, сёстрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей конфликтов и значимых переживаний. все ответы ребёнка записывать дословно.

Инструкция

- Я могу предложить тебе вот такую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты - заканчивать его.

- Теперь -  внимание! Отвечать нужно быстро, и каждый раз то, что придёт в голову первым, но так, чтобы получилось законченное по смыслу  предложение. Прежде чем начнём игру, можно немного потренироваться.  Например, я говорю начало предложения:

- Каждое утро….

Нужно похвалить ребёнка. Можно предложить ещё один пример. При необходимости объяснить правило ещё раз. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме.

  В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребёнка к разным лицам и разным проблемам. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, предлагаемом для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему распределялись равномерно, а не группировались вместе.

Незаконченные предложения

3. Мы любим маму…                               15. Я думала, что мама чаще всего….

7. Отцы иногда..                                       9 . Чтобы наш папа…

5.  Мой брат (сестра)….                          11. Если бы мой  брат ( сестра)….

2. Ребёнок в семье….                               10. Мои близкие думают обо мне, что я….

4. Бываем среди детей, но….                   8. Дети, с которым я играю…

12.Мои друзья меня часто…                    23. Мой учитель…..

16. Если бы не было школы…..               18. Когда думаю о школе, то…..

1. Я думаю, что людей больше…..           6. Я достаточно ловкий, чтобы…..

21. Я самый слабый…..                            13. Я хочу, чтобы у меня не было…..

17 Я весь трясусь, когда…                      19. Если бы все ребята знали, как я боюсь…

14. Большой ребёнок….                          20. Был бы очень счастлив, если бы я….

22. В будущем я хотел бы…                   24. Всегда мечтаю……

 

Интерпретация теста.

Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребёнка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствует реальности.

    Социальную позицию ребёнка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить , что случаи, когда во всех окончания фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога, поскольку дезадаптация во всех сферах  межличностных отношений является симптомом аномального развития личности. Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы по следующим категориям:

 


 

  а) отношение к матери-3,15,                      

  б) отношение к отцу –7, 9,

  в) отношение к братьям, сестрам- 5,11,     

 г) отношение к семье –2,10,

  д) отношение к ровесникам –4,8,12,     

   е) отношение к учителям в школе –23,16,18,

  ж) отношение к людям в целом – 1,     

 з) отношение к собственным способностям – 6,21,

и) негативные переживания, страхи –13,17,19,     

к) отношение к болезни –14,

л) мечты и планы на будущее -20,22,24.

 


                                                   

 

 

 

 

                                                          

                                    Приложение №2.4.

                                                                               Диагностический материал к

                                                                               программе «Путь к успеху»

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

Ребенок:

1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

   

 

 

 

                                                                        Приложение №2.5.

                                                                                         Диагностический материал к

                                                                                           программе «Путь к успеху»

 

                     Анкета для выявления агрессивности у учащегося.

 

   С целью выявления агрессивности у учащегося в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для классных руководителей(Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).

Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность — 15—20 баллов.
Средняя агрессивность — 7—14 баллов.
Низкая агрессивность — 1—6 баллов.

                                                              Приложение №2.6.

                                                                           Диагностический материал к

                                                                      программе «Путь к успеху»

Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.Резапкиной)

Назначение теста

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

  • Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  • Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  • Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  • Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  • Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  • Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

Тестовый материал
  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
  2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
  5. Я не всегда получаю то, что мне положено
  6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
  7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
  8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека
  10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
  11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
  12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
  13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
  14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
  15. Я часто бываю несогласен с людьми
  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
  17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
  18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
  19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется
  20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор
  21. Меня немного огорчает моя судьба
  22. Я думаю, что многие люди не любят меня
  23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
  25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
  26. Я не способен на грубые шутки
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
  29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
  30. Довольно многие люди завидуют мне
  31. Я требую, чтобы люди уважали меня
  32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
  33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"
  34. Я никогда не бываю мрачен от злости
  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
  36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
  37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются
  39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям
  40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
  41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
  42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
  43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
  44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
  45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"
  46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю
  47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
  48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
  49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
  50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
  51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать
  52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня
  53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
  54. Неудачи огорчают меня
  55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие
  56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
  57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
  58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
  59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
  60. Я ругаюсь только со злости.
  61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
  62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.
  63. Иногда я выражаю свой гнев тем, , что стучу кулаком по столу.
  64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
  65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.
  66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
  67. Я часто думаю, что жил неправильно.
  68. Я знаю людей, которые способны меня довести до драки.
  69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
  70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
  71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
  72. В последнее время я стал занудой.
  73. В споре я часто повышаю голос.
  74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.
  75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Ключ к тесту

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

  • "да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;
  • "нет" = 1, "да" = 0: 9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия:

  • "да" = 1, "нет" = 0: 2, 18, 34, 42, 56, 63;
  • "нет" = 1, "да" = 0: 10, 26, 49.

3. Раздражение:

  • "да" = 1, "нет" = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;
  • "нет" = 1, "да" = 0: 11, 35, 69.

4. Негативизм:

  • "да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 23, 36;

5. Обида:

  • "да"= 1, "нет" = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.
  • "нет" = 1, "да" = 0: 44.

6. Подозрительность:

  • "да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;
  • "нет" = 1, "да" = 0: 65, 70.

7. Вербальная агрессия:

  • "да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;
  • "нет" = 1, "да" = 0: 39, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

  • "да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Враждебность = Обида + Подозрительность;

Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

Интерпретация  результатов теста

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3.

                                                      

 

 

 

                                                           Приложение №2.7.

                                                                           Диагностический материал к

                                                                      программе «Путь к успеху»

 

Анкета для определения уровня воспитанности.

Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________

Долг и ответственность

1

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

4

3

2

1

0

2

Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4

3

2

1

0

3

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4

3

2

1

0

4

Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4

3

2

1

0

Бережливость

1

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.

4

3

2

1

0

2

Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.

4

3

2

1

0

3

Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).

4

3

2

1

0

4

Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).

4

3

2

1

0

Дисциплинированность

1

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.

4

3

2

1

0

2

Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.

4

3

2

1

0

3

Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).

4

3

2

1

0

4

Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

4

3

2

1

0

 

Ответственное отношение к учебе

1

Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.

4

3

2

1

0

2

При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.

4

3

2

1

0

3

Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета).

4

3

2

1

0

4

Аккуратен, исполнителен, точен.

4

3

2

1

0

Отношение к общественному труду

1

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.

4

3

2

1

0

2

Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).

4

3

2

1

0

3

Выполняю трудовые поручения родителей.

4

3

2

1

0

4

Добросовестно выполняю все поручения.

4

3

2

1

0

Коллективизм, чувство товарищества

1

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

4

3

2

1

0

2

Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

4

3

2

1

0

3

Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.

4

3

2

1

0

4

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4

3

2

1

0

Доброта и отзывчивость

1

Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4

3

2

1

0

2

Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.

4

3

2

1

0

3

Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим .

4

3

2

1

0

4

Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

4

3

2

1

0

 

Честность и справедливость

1

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.

4

3

2

1

0

2

Честно сознаюсь, если что-то натворил.

4

3

2

1

0

3

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.

4

3

2

1

0

4

Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

4

3

2

1

0

Простота и скромность

1

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.

4

3

2

1

0

2

Понимаю, что человека уважают не за деньги.

4

3

2

1

0

3

Иногда люблю похвастаться.

4

3

2

1

0

4

Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности

4

3

2

1

0

Культурный уровень

1

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.

4

3

2

1

0

2

Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.

4

3

2

1

0

3

Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.

4

3

2

1

0

4

Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)

4

3

2

1

0

Расчет делать по каждому пункту.

Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”

  • “0” - всегда нет или никогда.
  • “1” - очень редко, чаще случайно.
  • “2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
  • “3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
  • “4”- всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9

  • До 0,5 – низкий уровень воспитанности
  • 0,6- уровень воспитанности ниже среднего
  • 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
  • До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
  • 1- высокий уровень воспитанности

 

 

                                                           Приложение №2.8.

                                                                             Диагностический материал к

                                                                               программе «Путь к успеху»

                                 Методика «Рисунок моей семьи»

Инструкция 1 к тесту « Рисунок семьи»: Нарисуй свою семью. При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово семья, а если возникают вопросы «что нарисовать?» , следует лишь еще раз повторить инструкцию.

    Применение теста предполагает использование дополнительных заданий, выраженных в следующих инструкциях:

Инструкция 2. «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом» .

Инструкция 3. «Нарисуй свою семью, как ты её себе представляешь» .

Инструкция 4. «Нарисуй свою семью, где каждый член семьи  изображен в виде фантастического существа».

Инструкция 5. «Нарисуй свою семью,  в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи» .

Для получения дополнительной информации задаются следующие вопросы:

  1. Скажи, кто тут нарисован?
  2. Где они находятся?
  3. Что они делают? Кто это придумал?
  4. Им весело или скучно? Почему?
  5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

При опросе должны попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувство к отдельным членам семьи. Следует избегать прямых  вопросов, не настаивать на ответе, так как это может вызвать тревогу, защитные реакции.

     Обработка  теста «Рисунок моей семьи» проводится по специальной схеме.

 

№п

Выделяемые признаки

Отметка о наличии признаков

1.

Общий размер рисунка

 

2.

Количество членов семьи

 

3.

Соответствующие размеры членов семьи

 

мать

 

отец

 

сестра

 

брат

 

дедушка

 

бабушка

 

4.

Расстояние между членами семьи

 

Наличие каких-либо предметов между ними

 

5.

Наличие животных

 

6.

В виде изображения:

 

Схематическое изображение

 

реалистическое

 

эстетическое

 

В интерьере. на фоне пейзажа

 

метафорическое

 

В движении. действии

 

7.

Степень проявления положительных эмоций ( в баллах 1,2,3,…)

 

Проявление негативных эмоций ( в баллах 1,2,3,…)

 

 Аккуратности исполнения ( в баллах 1,2,3,…)

 

 

  При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место занимает сам ребенок, выполняющий тест.

 

Интерпретация теста « Рисунок моей семьи»

На основании особенностей изображения можно определить.

  1. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность- те характерные черты, на основе  которых  можно различить рисунки.
  2. Особенности состояния ребенка во время рисования. наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности, применение ярких размеров говорят об обратном – хорошем расположении духа, раскованности , отсутствие напряженности и утомляемости.
  3. Особенности внутрисемейных отношений  и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости.

Методика «рисунок моей семьи» доступна и удобна в применении в условиях  психологического консультирования.

 

 

 

 

  

                                                            Приложение №2.9.

                                                                           Диагностический материал к

                                                                               программе «Путь к успеху»

 

 

Методика "Человек под дождем".

 

Малораспространенной, но интересной и информативной является методика "Человек под дождем". Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Инструкция в классическом варианте проста: на чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем.

Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с ребенком.

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА

При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями:

? Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком.

? Необходимо "войти" в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т. д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс.

? Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Изменение экспозиции в рисунке "Человек под дождем" по сравнению с рисунком "Человек", как правило, обнаруживаются существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).

В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.

Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.

Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.

В остальном при интерпретации следует опираться на методику "Человек". Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.

Трансформация фигуры.

Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными. Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса. Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, "включение" поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек). Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.

Если в рисунке "Человека под дождем" при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.

Функция одежды – "формирование защиты от стихии". Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.

Атрибуты дождя.

Дождь – помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли – как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии – тяжелая, постоянная.

Необходимо определить, откуда дождь "приходит" (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека. Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо. Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после "дождя". Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).

Дополнительные детали .Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.

Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол – материнское начало, а ручка – отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.

Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.

Искажение и пропуск деталей

Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.

 

Цвет в рисунках.

Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее многие предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.

Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов.

Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения


                

 

 

 

 

                                                          

                                                             Приложение №2.10.

                                                                             Диагностический материал к

                                                                               программе «Путь к успеху»

Методика «Мотивы выбора профессии»

Инструкция: ниже приведены утверждения характеризующие любую профессию

Текст опросника «Мотивы выбора профессии»

№п/п

Утверждения

Оценка

Тип мотивации

1

 

Требует общения с разными людьми

 

И

2.

Нравится родителям

 

-

3.

Предлагает высокое чувство ответственности

 

С

4.

Требует переезда на новое место жительства

 

+

5.

Соответствует моим способностям

 

И

6.

Позволяет ограничиваться имеющим оборудованием

 

-

7.

Дает возможность приносить пользу людям

 

С

8.

Способствует умственному и физическому развитию

 

И

9.

Является высокооплачиваемой

 

+

10.

Позволяет работать близко от дома

 

+

11.

Является престижной

 

-

12.

Дает возможности для роста профессионального мастерства

 

С

13.

Единственно возможная из сложившихся обстоятельств

 

-

14.

Позволяет реализовать способности к руководящей работе

 

С

15.

Является привлекательной

 

И

16.

Близка к любимому школьному предмету

 

+

17.

Позволяет сразу получить хороший результат труда для других

 

С

18.

Избрана моими друзьями

 

-

19.

Позволяет использовать профессиональные умения вне работы

 

+

20.

Дает большие возможности проявить творчество

 

И

Шкала оценок: 5- очень сильно повлияло, 4- сильно, 3- средне,2- слабо,1- никак не повлияло.

Условные обозначения: «и»- внутренние индивидуально значимые мотивы; «с»- внутренние  социально значимые мотивы; «+»- внешние положительные мотивы; «-« - внешние отрицательные мотивы.

Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации.

                                                                  

 

 

                                                                    Приложение №3

                                                                                      к  программе «Путь к успеху»

                                                               Подвижные игры

«Обзывалки» (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, ..., солнышко!»
Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

«Два барана» (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».
Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

«Доброе животное» (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

«Тух-тиби-дух» (Фопель К., 1998)

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.
Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.
В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

«Попроси игрушку» — вербальный вариант (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999)

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали».
Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

«Попроси игрушку» — невербальный вариант (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999)

Цель: обучение детей эффективным способам общения.

Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.).
После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?»
Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.

«Прогулка с компасом» (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами.
После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

 «Ласковые лапки» (Шевцова И.В.)

Цель: снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

 «Жужа» (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».
Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

 «Бумажные мячики» (Фопель К., 1998)

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.
«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию».
Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

«Дракон» (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Игры за партами

Для агрессивных детей можно порекомендовать следующие игры за партами: «Драка», «Дудочка» (упражнение описано в разделе «Как играть с тревожными детьми»), «Ловим комаров», «Пальчиковые игры» и другие.

«Глаза в глаза» (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д.
После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

«Маленькое привидение» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.
Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".