| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа индивидуального развития ребенкаМОУ «Янгличская средняя общеобразовательная школа им. Героя РФ Н.Ф.Гаврилова» Канашского района Чувашской Республики
Программа индивидуального развития «Путь к успеху» на 2008-2010 годы Оригинальная авторская разработка
Разработчик: Сергеева Валентина Георгиевна, учитель истории и права МОУ « Янгличская СОШ им. Героя РФ Н.Ф.Гаврилова» Канашского района ЧР Адрес школы: С. Янгличи, ул. Молодежная, д.3 Телефон: (83533) 61-7-19 Петрова Зоя Васильевна, педагог психолог МОУ « Янгличская СОШ им. Героя РФ Н.Ф.Гаврилова» Канашского района ЧР
2008 год Социальная адаптация трудновоспитуемого учащегося. Разрушение негативных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования социально приемлемых с целью достижения самореализации личности в обществе. Задачи: 1. Установление причин возникающих трудностей и конфликтных ситуаций.
2. Обеспечить условия для формирования умения анализировать и оценивать сложные проблемы человеческих взаимоотношений. 3. Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим, 4. Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения 5. Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе 6. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Подростковый возраст - период завершения формирования характера. Нарушение этого формирования характера, происходящее подчас в данном возрасте, сопровождается различными негативными характерологическими реакциями, которые нередко выходят далеко за рамки нормы и могут приводить к различным формам асоциального поведения. В моей педагогической деятельности пришлось столкнуться с подростком, впервые совершившим проступок. Её предшествующее поведение характеризуется грубостью по отношению к своим сверстникам, проявлением лживости. Чаще свои проступки она совершает под влиянием внезапно возникшей конфликтной или иной неблагоприятной жизненной ситуациями. По моему мнению, это связано с тем, что за подростком ведется жесткий контроль со стороны отца, где отношения построены на лживости и взаимной грубости. Следует также отметить, что подростку свойственна эмоциональная неустойчивость, склонность к фиксации отрицательных переживаний, что приводит к тяжелым конфликтным ситуациям и противоправным действиям. Девочка стояла на внутришкольном учете и в ПДН за совершение кражи из почтового отделения с. Янгличи Канашского района ЧР. Работа велась с учетом характерологических особенностей подростка, с учетом ведущего «радикала» характера. В беседах часто обращалось внимание на социально положительные черты подростка. Указывая на личностные особенности, ставилась ориентировка на избежание конфликтных ситуаций, напоминая, что такие ситуации являются наиболее опасными для девочки. После консультации со школьным психологом был опробован следующий индивидуальный подход в русле психокоррекции: 1) Первичный приём осуществлялся в присутствии ребенка. Это обязательное условие. Оно даёт возможность всем сторонам признать существование проблемы и выразить своё отношение к ней. А так же замотивировать все стороны на разрешение проблемы. 2) При согласии ребёнка работа строится параллельно: с родителями и с подростком. Вся работа строится на доверительных отношениях с подростком. В основном проводится диагностика семейных отношений и самооценки подростка. 3) Производится дополнительный сбор информации о причинах приводящих к проблемной ситуации. 4) В период осуществления данной программы подростку предоставляется возможность увидеть себя и свои поступки в полном объеме, но на основе безоценочного принятия и безопасной обстановки. Подросток строит свой образ « Я - хороший», опираясь на позитивную сторону своей личности. 5) Очень важно, чтобы родители способствовали закреплению первых «успехов» дочери. Родители параллельно получают необходимую информацию по данной проблематике. 6) Следующим этапом программы является акцент на ценности ребёнка, его интересы и цели. Проводится ролевая игра. Предлагается прочувствовать человека, у которого украли. Предлагается принять на себя ответственность за свои поступки и принять решение.
В связи с этим мы наметили семь этапов реализации программы
Диаграмма1. Этапы реализации программы * «Разрешите высказаться» : индивидуальная работа с родителями и подростком, проводится диагностика проблем подростка, выбирается направление коррекционной работы. * « Я и моя семья» : консультативный приём родителей, который предполагает передачу знаний о ребёнке (родителям предлагается сделать описание эмоциональной жизни ребёнка от рождения и до сего дня в письменной форме, включая факторы, влияющие на его эмоциональное развитие. Это, во – первых, даёт возможность самому родителю увидеть причину воспитательных неудач. Во - вторых, даёт возможность отреагировать «зажатые» чувства. В-третьих, позволяет встать на место ребёнка и перестать постоянно винить только его и принять ответственность за положение дел и на себя тоже), совместный поиск путей влияния на него, ознакомление родителей с результатами тестирования и коррекции. * «Мое хорошее Я»: ребенок учится осознавать свои ошибки, понимает необходимость изменения поведения * «Я и мое окружение»: на этом этапе предполагается формирование гармоничной Я- концепции подростка, развитие навыка самоанализа, принятие себя. Учащиеся приобретают навык самопрезентации, здесь происходит осознание собственной индивидуальности. А также формируется уважение и принятие индивидуальности других. * «Сто дорог, одна- твоя»: данный этап позволяет решить проблемы самоопроделения, раскрыть возможности для достижения успеха на пути будущей карьеры. *« Я заявляю о себе»: этот этап призван формировать у учащегося навыки сопротивления стрессовым ситуациям. Здесь также происходит развитие навыков уверенного поведения. *«Звездная карта жизни»: данный этап предпологает получение ведущими и учеником обратной связи от реализации данной программы
Мобилизация ресурсов
Административные ресурсы: директор, заместитель директор по ВР, социальный педагог, педагог- психолог. Правовые ресурсы: Федеральные законы, Устав школы, Конвенция о правах ребёнка. Материальные ресурсы: помещение для бесед и занятий, ТСО, методические пособия. Финансовые ресурсы: обеспечение необходимыми материалами силами родительского комитета, школы. Интеллектуальные ресурсы: специалисты центра ППМС, классный руководитель, педагог-психолог, родители, педколлектив. Нравственно-волевые ресурсы: нравственные установки, активная жизнь, осознанный выбор. Ресурсы кооперируются на основе сотрудничества, взаимопомощи, взаимоконсультирования с целью успешной социализации учащегося. Реализация данных задач происходит поэтапно. Учитывая особенности организации учебно-воспитательного процесса в школе, выполнение программы расчитано на три года. Каждый этап программы включает комплекс мероприятий (Приложение № 1 к программе). Для отслеживания результатов программы и дальнейшей её корректировки удобно использовать следующие методы и приёмы. Описание методик проведения исследований в Приложении № 2. Учение (интеллект): Мориторинг успеваемости ( средний балл за четверть) Школьный тест умственного развития (ШТУР) Тестирование мотивы учебной деятельности ( Модификация А.А.Реана, В.А. Якунина) Тест изучения отношения к учебным предметам ( По Г. Н. Казанцевой) Методика «Мотивы выбора прфессии» Общение: Тест незаконченных предложений ( Модификация В,Михала ) Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) Анкета для выявления агрессивности у учащегося. Нравственность, досуг, гражданин: Анкета для определения уровня воспитанности. Семья: Методика «Рисунок моей семьи» Методика "Человек под дождем". Тест незаконченных предложений ( Модификация В,Михала )
Любая программа предполагает риск . Для уменьшения риска после каждого этапа будет проводится диагностика и сравнение с прогнозируемыми результатами. В таком случае мероприятия будут корректироваться.
При успешной реализации данной программы предполагается увидеть подростка, который несет в себе: Нравственный потенциал · Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «творчество», «любовь». Чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою родину. · Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Активность в общешкольных и классных делах. Образовательный потенциал · Желание и готовность продолжить обучение после школы или включиться в трудовую деятельность, потребность в углубленном изучении избранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний. Коммуникативный потенциал· Владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в кризисных жизненных ситуациях. Культурный потенциал· Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в посещении театров, выставок. Концертов, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении. В отношениях с окружающими. Физический потенциал· Стремление к физическому совершенствованию; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников. Хотя модель личности имеет весьма обобщенный характер, но он достаточно детализирован для того, чтобы сформулировать конкретную цель воспитания.
Приложение №2.1. Диагностический материал к программе «Путь к успеху» Изучение мотивов учебной деятельности Инструкция. Прочтите внимательно приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять наиболее значимых для вас. Отметьте значимые мотивы знаком «Х» в соответствующей строке.
Список мотивов.
Обработка результатов. Определяется частота называния мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.). Результаты заносятся в форму 1.
Форма 1. Название обследуемой выборки_________________________________________ Объем выборочной совокупности №_____________________________________
Приложение №2.2. Диагностический материал к программе «Путь к успеху»
Изучение отношения к учебным предметам (по Г.Н.Казанцевой)
Раздел I Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые: А. Любимые________________________________________________________________ Б. Нелюбимые______________________________________________________________ Раздел II Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету. Допиши недостающие. Люблю предмет потому, что:
Не люблю предмет потому, что: 1. Данный предмет не интересен.
Раздел III. Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий.
Обработка результатов. Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй – причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.
Приложение №2.3 Диагностический материал к программе «Путь к успеху»
Диагностика сферы межличностных отношений и общения. Тест незаконченных предложений (модификация В.Михала) Предложенная В.Михалом последовательность из 24 предложений является модификацией теста Сакса SSСТ для детей. тест относится к методикам дополнения и отчасти - к ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребёнка к родителям, братьям, сёстрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей конфликтов и значимых переживаний. все ответы ребёнка записывать дословно. Инструкция - Я могу предложить тебе вот такую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты - заканчивать его. - Теперь - внимание! Отвечать нужно быстро, и каждый раз то, что придёт в голову первым, но так, чтобы получилось законченное по смыслу предложение. Прежде чем начнём игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения: - Каждое утро…. Нужно похвалить ребёнка. Можно предложить ещё один пример. При необходимости объяснить правило ещё раз. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме. В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребёнка к разным лицам и разным проблемам. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, предлагаемом для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему распределялись равномерно, а не группировались вместе. Незаконченные предложения 3. Мы любим маму… 15. Я думала, что мама чаще всего…. 7. Отцы иногда.. 9 . Чтобы наш папа… 5. Мой брат (сестра)…. 11. Если бы мой брат ( сестра)…. 2. Ребёнок в семье…. 10. Мои близкие думают обо мне, что я…. 4. Бываем среди детей, но…. 8. Дети, с которым я играю… 12.Мои друзья меня часто… 23. Мой учитель….. 16. Если бы не было школы….. 18. Когда думаю о школе, то….. 1. Я думаю, что людей больше….. 6. Я достаточно ловкий, чтобы….. 21. Я самый слабый….. 13. Я хочу, чтобы у меня не было….. 17 Я весь трясусь, когда… 19. Если бы все ребята знали, как я боюсь… 14. Большой ребёнок…. 20. Был бы очень счастлив, если бы я…. 22. В будущем я хотел бы… 24. Всегда мечтаю……
Интерпретация теста. Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребёнка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствует реальности. Социальную позицию ребёнка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить , что случаи, когда во всех окончания фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности. Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы по следующим категориям:
а) отношение к матери-3,15, б) отношение к отцу –7, 9, в) отношение к братьям, сестрам- 5,11, г) отношение к семье –2,10, д) отношение к ровесникам –4,8,12, е) отношение к учителям в школе –23,16,18, ж) отношение к людям в целом – 1, з) отношение к собственным способностям – 6,21, и) негативные переживания, страхи –13,17,19, к) отношение к болезни –14, л) мечты и планы на будущее -20,22,24.
Приложение №2.4. Диагностический материал к программе «Путь к успеху» Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) Ребенок: 1. Часто теряет контроль над собой. Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков. Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.
Приложение №2.5. Диагностический материал к программе «Путь к успеху»
Анкета для выявления агрессивности у учащегося.
С целью выявления агрессивности у учащегося в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для классных руководителей(Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992). Критерии агрессивности у ребенка (анкета) 1. Временами кажется, что в него вселился злой дух. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Высокая агрессивность — 15—20 баллов. Приложение №2.6.Диагностический материал к программе «Путь к успеху» Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.Резапкиной) Назначение тестаСоздавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:
При составлении опросника использовались следующие принципы:
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". Тестовый материал
Ключ к тестуОтветы оцениваются по восьми шкалам следующим образом: 1. Физическая агрессия:
2. Косвенная агрессия:
3. Раздражение:
4. Негативизм:
5. Обида:
6. Подозрительность:
7. Вербальная агрессия:
8. Чувство вины:
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Враждебность = Обида + Подозрительность; Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия. Интерпретация результатов тестаНормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3.
Приложение №2.7. Диагностический материал к программе «Путь к успеху»
Анкета для определения уровня воспитанности. Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________
Бережливость
Дисциплинированность
Ответственное отношение к учебе
Отношение к общественному труду
Коллективизм, чувство товарищества
Доброта и отзывчивость
Честность и справедливость
Простота и скромность
Культурный уровень
Расчет делать по каждому пункту. Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16 Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9
Приложение №2.8. Диагностический материал к программе «Путь к успеху» Методика «Рисунок моей семьи» Инструкция 1 к тесту « Рисунок семьи»: Нарисуй свою семью. При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово семья, а если возникают вопросы «что нарисовать?» , следует лишь еще раз повторить инструкцию. Применение теста предполагает использование дополнительных заданий, выраженных в следующих инструкциях: Инструкция 2. «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом» . Инструкция 3. «Нарисуй свою семью, как ты её себе представляешь» . Инструкция 4. «Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического существа». Инструкция 5. «Нарисуй свою семью, в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи» . Для получения дополнительной информации задаются следующие вопросы:
При опросе должны попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувство к отдельным членам семьи. Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может вызвать тревогу, защитные реакции. Обработка теста «Рисунок моей семьи» проводится по специальной схеме.
При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место занимает сам ребенок, выполняющий тест.
Интерпретация теста « Рисунок моей семьи» На основании особенностей изображения можно определить.
Методика «рисунок моей семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования.
Приложение №2.9. Диагностический материал к программе «Путь к успеху»
Методика "Человек под дождем".
Малораспространенной, но интересной и информативной является методика "Человек под дождем". Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Инструкция в классическом варианте проста: на чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с ребенком.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями: ? Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком. ? Необходимо "войти" в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т. д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс. ? Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Изменение экспозиции в рисунке "Человек под дождем" по сравнению с рисунком "Человек", как правило, обнаруживаются существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета). В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан. Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите. Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности. В остальном при интерпретации следует опираться на методику "Человек". Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца. Трансформация фигуры. Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными. Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса. Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, "включение" поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек). Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц. Если в рисунке "Человека под дождем" при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций. Функция одежды – "формирование защиты от стихии". Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования. Атрибуты дождя. Дождь – помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли – как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии – тяжелая, постоянная. Необходимо определить, откуда дождь "приходит" (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека. Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо. Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после "дождя". Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже). Дополнительные детали .Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности. Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству. Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол – материнское начало, а ручка – отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать. Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты. Искажение и пропуск деталей Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.
Цвет в рисунках. Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее многие предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей. Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов. Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения
Приложение №2.10. Диагностический материал к программе «Путь к успеху» Методика «Мотивы выбора профессии» Инструкция: ниже приведены утверждения характеризующие любую профессию Текст опросника «Мотивы выбора профессии»
Шкала оценок: 5- очень сильно повлияло, 4- сильно, 3- средне,2- слабо,1- никак не повлияло. Условные обозначения: «и»- внутренние индивидуально значимые мотивы; «с»- внутренние социально значимые мотивы; «+»- внешние положительные мотивы; «-« - внешние отрицательные мотивы. Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации.
Приложение №3 к программе «Путь к успеху» Подвижные игры«Обзывалки» (Кряжева Н.Л., 1997)Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, ..., солнышко!» «Два барана» (Кряжева Н.Л., 1997)Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». «Доброе животное» (Кряжева Н.Л., 1997)Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе». «Тух-тиби-дух» (Фопель К., 1998)Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил. «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. «Попроси игрушку» — вербальный вариант (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999)Цель: обучить детей эффективным способам общения. Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». «Попроси игрушку» — невербальный вариант (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999)Цель: обучение детей эффективным способам общения. Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). «Прогулка с компасом» (Коротаева Е.В., 1997)Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим. Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. «Ласковые лапки» (Шевцова И.В.)Цель: снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. «Жужа» (Кряжева Н.Л., 1997)Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». «Бумажные мячики» (Фопель К., 1998)Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм. Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. «Дракон» (Кряжева Н.Л., 1997)Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива. Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях. Игры за партамиДля агрессивных детей можно порекомендовать следующие игры за партами: «Драка», «Дудочка» (упражнение описано в разделе «Как играть с тревожными детьми»), «Ловим комаров», «Пальчиковые игры» и другие. «Глаза в глаза» (Кряжева Н.Л., 1997)Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад. «Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д. «Маленькое привидение» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |